Одним из первых регионов, который внедрил цифровую систему управления общественным транспортом, стала Тверская область. Более 470 новых автобусов ежедневно перевозят около 200 тысяч пассажиров, в региональный бюджет поступает порядка 4,2 млн рублей в день.
Посетители форума также узнали о мировом тренде, набирающим популярность в нашей стране, – сервисе пассажирских перевозок по запросу. Такая модель эффективна в случаях, если перевозки иным видом транспорта экономически нецелесообразны, отсутствует возможность обеспечить регулярный транспорт, или когда пассажирооборот и спрос на перевозку неравномерный. Сервис «НамПоПути» реализуется в Московской области с мая этого года. Пользователи с помощью мобильного приложения составляют заявки, а сервис формирует оптимальный маршрут с учетом вместимости автобуса и спроса пользователей, сопровождает пассажира в пути и помогает контролировать качество оказанных услуг.Комплексная автоматизированная система позволяет региону эффективно планировать перевозки, контролировать выполнение транспортной работы, регулировать движение общественного транспорта на маршрутах, собирать билетную выручку и выявлять безбилетников. Уникальный сервис контроля безбилетных проездов осуществляется за счет обработки данных о перевезенных пассажирах и оплаченных поездках. Сервис в автоматическом режиме формирует наряд в мобильном приложении контролеров для проведения проверки. В результате число безбилетников снижается на 4-12%.
Максим Исаев, заместитель генерального директора «Датапакс»
Спикер отметил, что региональное мобильное приложение для пассажиров – один из важнейших компонентов цифровой платформы «Датапакс». Оно позволяет отслеживать доступный транспорт на карте в режиме онлайн, планировать маршрут с учетом пересадок, узнавать прогнозируемое время прибытия на остановку. Планируя поездку в мобильном приложении, пассажиры экономят не менее 10% времени в пути.
С помощью мобильного приложения пассажиры даже могут оплачивать проезд. Инновационный сервис «умной» оплаты разработан на основе интернета вещей. Датчик в транспортном средстве передает сигнал в приложение пассажира, которое самостоятельно определяет транспортное средство, маршрут, местоположение и стоимость проезда. Пользователю необходимо только подтвердить оплату одним кликом. Такой способ удобен для пассажиров, ведь оплатить проезд можно из любой точки транспортного средства – не нужно прикладывать карту к валидатору. Технология мобильной оплаты сокращает время посадки, а при массовом использовании – и общее время в пути.
В завершении выступления заместитель генерального директора «Датапакс» подчеркнул, что комплексное развитие цифровых систем на транспорте, внедрение инноваций и единое окно управления перевозками способны обеспечить высокое качество транспортной услуги для пассажиров.