В Казани продолжается переход трамвайных и троллейбусных маршрутов на бескондукторную систему оплаты. При этом количество маршрутов и подвижного состава увеличено по сравнению с изначально объявленным. Помимо этого, в городе пустили в оборот жетоны метро нового образца на фоне уменьшения количества единиц прежней партии. Новинки можно распознать по иному оформлению. Один из самых «цифровых» регионов страны запускает и пилотные проекты в сфере инновационных способов оплаты проезда: через систему распознавания лиц Face Pay и по геолокации.
В Москве, где биометрия используется для оплаты проезда с 2021 года, делают новые шаги: возможность оплаты по биометрии открывается для обладателей Карты москвича. Также в столице экспериментируют с оплатой проезда новинкой этого года — цифровыми рублями.
МУП «Метроэлектротранс» проинформировало об увеличении маршрутов с бескондукторной системой оплаты проезда. В частности, 28 сентября на трамвайный маршрут № 1 вышли 14 вагонов без кондукторов, а 2 октября список пополнился шестью трамваями маршрута № 6 и шестью трамваями маршрута № 8. Также по бескондукторной системе работают трамваи маршрутов №№ 1, 2, 3, 4 и троллейбусные маршруты №№ 6, 7, 9, 13. Вскоре к ним добавятся 16 троллейбусов маршрута № 12.
Всего бескондукторной системой оборудуют 118 единиц транспорта, хотя ещё месяц назад планы ограничивались 93 единицами. Из них 48 трамваев и 70 троллейбусов, учитывая троллейбусный маршрут № 2 (девять троллейбусов), который работал в тестовом режиме без кондуктора с 2021 года.
Контроль оплаты происходит при помощи ревизорского валидатора. Для подтверждения оплаты достаточно приложить карту к устройству. Также на линии работают усиленные мобильные бригады КРО и административный персонал депо.
Также МУП «Метроэлектротранс» сообщило о запуске в оборот новых жетонов для оплаты проезда в метро. Процедура прошла в плановом порядке на фоне снижения количества жетонов из предыдущей партии. Отток жетонов связан с тем, что их забирают в качестве сувениров. Новая партия выпущена с новым логотипом МУП «Метроэлектротранс». При этом жетоны старого образца продолжают принимать к оплате.
Новинки выполнены в зелёном цвете. На аверсе помещён логотип Казанского метро. Контур обрамляет надпись: «Казанский метрополитен». На реверсе — логотип Казанского метро и традиционный татарский орнамент. Жетон является не только платёжным средством, но и частью технологии работы метрополитена.
Параллельно наступление октября в столице Татарстана оказалось связано с двумя пилотными проектами.
По сведениям портала «Бизнес Online», на станции метро «Козья Слобода» установили оборудование для оплаты проезда через систему распознавания лиц Face Pay. Программное обеспечение для новинки — в стадии разработки, а турникеты действуют в тестовом режиме. О запуске оплаты проезда пока речи не идёт, так как всё зависит от финансирования.
Face Pay — полностью бесконтактный способ оплаты проезда. Пассажиру достаточно встать на чёрный стикер перед турникетом и посмотреть в камеру. Створки откроются, а деньги за проезд спишутся автоматически с привязанной банковской карты. Такой способ оплаты заработал на всех станциях метро в октябре 2021 года, а в сентябре 2022 года сервис появился на Московском центральном кольце. В декабре 2022 года москвичам предложили переименовать систему Face Pay в русскоязычный вариант. Среди вариантов — «Оплати улыбкой» и «Облик».
В свою очередь, миндортранс Республики Татарстан проинформировал о старте пилотного проекта по внедрению умной оплаты проезда по геолокации. 20 сентября в Казани прошёл Международный форум Kazan Digital Week 2023. Одним из его итогов стало Соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации пассажирских перевозок, направленное на развитие пассажирских сервисов, внедрение передовых цифровых решений и улучшение транспортного обслуживания.
В частности, в Казани стартует внедрение умной оплаты проезда на пригородном железнодорожном транспорте по маршруту Казань-Пассажирская — Аэропорт Казань. Алгоритм реализуют через приложение «ПроТранспорт». Расчёты между пассажиром и перевозчиком будут происходить на основе данных о перемещениях пользователя без покупки бумажных билетов, прикладывая карточки, ожидания в очереди или использования валидаторов. Достаточно пройти через турникет, подтвердить начало поездки и зайти в поезд. Остальное за пассажира сделает приложение и новый алгоритм оплаты с помощью геолокации. Перевозчики сэкономят затраты, а пассажиры — время.
Проект реализуют ППК «Содружество», Ассоциация участников рынка сферы транспорта и логистики «Цифровой транспорт и логистика» (АЦТЛ), ООО «РЖД — Цифровые пассажирские решения» и ООО «Датапакс». Планируется, что Казань станет первым городом, где умная оплата появится на пригородном железнодорожном транспорте. Далее её распространят на казанский городской пассажирский транспорт. Технология уже апробирована в Ярославле, тестируется в Твери и рекомендована к внедрению в других регионах России.
Автор: Дарья Гербер
Иллюстрация: МУП «Метроэлектротранс»
Источник: TR.ru