5 трендов в цифровых сервисах: как цифровые технологии упрощают жизнь пассажирам

14.01.2022

Создание цифровых платформ – мировой тренд цифровизации транспорта, который не обошел стороной и Россию. Платформы обеспечивают сбор и обработку данных, аналитику для оценки состояния транспортной сети и оптимизации управления пассажирскими перевозками. Именно такой комплексной цифровой платформой по управлению общественным транспортом является «Датапакс». Одним из важнейших ее компонентов является мобильное приложение. Построение маршрута, отслеживание движения транспорта, планирование пересадок, оплата проезда – все это пассажир может сделать через приложение.

Цифровизация направлена на решение глобальной задачи – сделать городской транспорт удобным, доступным и безопасным. Внедрение цифровых технологий способствует развитию подходов MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга), которые объединяют пассажирские перевозки в единую, гибкую, клиентоцентричную систему. По результатам исследования MaaS Global в 2020 году, после внедрения цифровых решений в зарубежных мегаполисах, таких как Лондон и Сингапур, доля использования личного автомобиля сократилась с 40% до 20%, а использование общественного транспорта, наоборот, выросло с 48% до 72%. Такие результаты наглядно демонстрируют, что цифровизация делает городской транспорт более привлекательным для пассажиров.

Построение оптимального маршрута

Одна из самых удобных и полезных функций цифровой платформы – построение оптимального маршрута. В мобильном приложении пассажир может посмотреть расписание общественного транспорта и выбрать наиболее короткий и удобный маршрут. В некоторых европейских странах активно внедряется сервис построения маршрута с учетом бесшовной пересадки на различные виды транспорта. Таким образом, автобусы, каршеринг, велошеринг и прочие виды мобильности объединяются на единой цифровой платформе. Оплатить всю поездку можно целиком в одном онлайн сервисе.

Если говорить о России, то Тверская область – один из первых регионов, который реализовал транспортную реформу и внедрил цифровую платформу для управления транспортной системой. По итогам первого года работы, каждый третий житель Тверской агломирации установил мобильное приложение и использует его для построения маршрута. Повысилась и доля безналичной оплаты проезда — 4 из 5 поездок сейчас оплачиваются безналично.

Прогноз прибытия транспорта на остановку

Важный сервис для пассажиров – информирование о времени прибытия транспорта на остановку. Это особенно актуально для северных регионов в холодное время года. Благодаря цифровым решениям, пассажир может спокойно спланировать свою поездку, наблюдая за движением автобуса в реальном времени. Приложение предоставляет информацию о расписании, фактическом местоположении транспорта и прогнозе прибытия на остановочный пункт. Не нужно мерзнуть или изнывать от жары на остановке в ожидании автобуса, можно выйти из дома точно ко времени прибытия транспорта.

В Тверской области после запуска транспортной реформы расписание стало исполняться практически на 100%, а среднее время пути в поездках сократилось на 10%.

Оплата через мобильное приложение в один клик

Еще один популярный сервис – мобильная оплата проезда через приложение. Это инновационное решение обеспечивает высокий уровень комфорта, поскольку пассажиры не задерживаются при посадке в транспорт и не создают очередей у валидаторов или у кабины водителя. Как работает система «умной» оплаты: в транспорте устанавливаются датчики, которые идентифицируют смартфон пассажира при открытии транспортного приложения и отправляют на него уведомление для подтверждения оплаты проезда.

Пассажиру нужно зайти в автобус, спокойно расположиться в салоне, открыть мобильное приложение и оплатить проезд со своего места. Приложение само определяет, в каком транспорте едет пассажир, по какому маршруту, на какой остановке он зашел и какова стоимость проезда. Сервис уже работает на некоторых маршрутах в Твери, и пилотные испытания показали, что время посадки в автобус при такой системе оплаты сокращается на 30%. Это значит, что при массовом использовании сервиса сокращается и общее время в пути.

Обратная связь

Для повышения качества транспортного обслуживания важна обратная связь от пассажиров, которая позволяет понять, что и как нужно корректировать в работеобщественного транспорта. Пользователи мобильного приложения могут оставлять комментарии об обстановке на маршрутной сети, работе электронных сервисов и исполнении расписания движения. Данные, полученные по обратной связи, систематизируются, анализируются и передаются заказчику перевозок.

Сопутствующие услуги

Пилотные проекты «Датапакс» также были запущены в Пензе, Перми и Казани. Со временем транспортное приложение будет совершенствоваться и еще больше подстраиваться под пассажира. Если нужно сделать пересадку с автобуса на электричку, пользователь зайдет в приложение и оформит билет онлайн, не тратя время в очереди у билетной кассы на вокзале. Кроме того, появится возможность получить не только транспортные, но и дополнительные услуги – например, найти подходящее кафе или магазин по пути следования и сделать заказ, либо оплатить покупку онлайн.

Таким образом, глобальный тренд проявляется в объединении всех видов городского общественного транспорта и других средств мобильности, в сочетании транспортных и дополнительных сервисов. В одном приложении создается большая экосистема для пассажира с полезной информацией и разнообразными сервисами, улучшающими не только поездки, но и общее качество жизни людей.

Датапакс

Возврат к списку